1 июля 2011

Дмитрий Страшнов: "Мы несколько скептически относимся к возможности сделки со СМАРТС. Не только с нами, но и в принципе на рынке"|ежедневная интернет-газета "COMNEWS"

- Tele2 предложил сразу несколько инициатив, чтобы изменить принципы частотного регулирования в России. Вы уверены, что регулятор к вам прислушается?

- Мы надеемся, что прислушается. Наши предложения продиктованы здравым смыслом. Со стороны регулятора, я думаю, есть четкое понимание, о чем идет речь. Все‑таки его точка зрения на ситуацию с частотами эволюционирует.

Ничего уникального мы не предлагаем. Принцип технологической нейтральности, замена конкурсов тендерами, создание вторичного рынка частот - все эти вещи давно известны регулятору. Мы предлагаем сделать эти принципы более эффективными, чем, к примеру, на Западе, где они используются по отдельности. Когда озвученные нами принципы будут применяться в комплексе, тогда мы получим в действительности работающий механизм в частотном регулировании.

В России применение высказанных нами принципов необходимо больше, чем в какой‑либо другой стране, поскольку у нас частотный ресурс ограничен в гораздо большей степени, в сравнении с другими европейскими странами.

- Tele2 обращался к регулятору со своими предложениями официально или вы считаете более продуктивным высказывать ваши предложения по принципам частотного регулирования в России "с трибуны"?

- Нет, официально к регулятору мы не обращались, но движение в этом направлении на рынке все же происходит. К примеру, уже есть как минимум два прецедента, когда в частотном диапазоне, который выдавался под определенный стандарт, регулятор разрешал использовать принцип технологической нейтральности. Прецеденты подтверждают, что этот принцип работает, и его действительно нужно вводить. Теперь вопрос к регулятору - когда на базе этих прецедентов будет приниматься решение, имеющее отношение ко всему рынку. Со своей стороны, если ничего не будет происходить, мы будем периодически напоминать о своих предложениях.

- Чем, по-вашему, распределение частот на аукционах лучше, распределения их на конкурсах?

- Преимущество очевидно. Во-первых, при аукционах будет 100%-ая прозрачность процесса приобретения необходимой лицензии, потому что в случае торгов начнет действовать одно правило для всех - кто больше заплатить, тот и получит частоты.

Я считаю, что любая компания, которая занимается коммерческим бизнесом, реально оценивает стоимость разыгрываемых частот. Т.е. переплачивать никто не станет. К тому же в такой ситуации и государство сможет получать с этого достаточно серьезные доходы.

- Кстати, в апреле 2011 г. Tele2 именно на конкурсах выиграл дополнительно GSM‑лицензии на несколько регионов РФ. Может, аукционная схема все же не так необходима? Как осваиваются полученные в конкурсе лицензии?

- Я думаю, в случае аукциона мы могли бы получить больше частот... Но, скорее всего, здесь вопрос не только в количестве.

Остается вопрос объективности. Были ли проводимые тогда конкурсы объективны? Не секрет, что после сбора всех заявок условия конкурса были изменены. Это первый момент, здесь изучить ситуацию должен регулятор и антимонопольный комитет. И второй момент - государство от этих конкурсов ничего не получило.

Выигранные по итогам трех конкурсов GSM‑лицензии мы еще не осваиваем. Пока что у нас на руках есть только решение конкурсной комиссии, мы ждем выдачу самих лицензий и частот, и после этого сможем приступить к работе. Согласно, условиям конкурсов, в 2013 г. мы уже должны предоставлять услуги связи в этих регионах.

- Что даст операторам, государству и абонентам, если компаниям будет позволена перепродажа частот? И что Вы конкретно предлагаете: продавать лицензии на право использования частот или же сами частоты?

- Здесь более корректно сказать о переуступке прав на частоты в рамках лицензионных требований.

Речь идет об использовании частотного ресурса, который в стране сильно ограничен и используется крайне неэффективно. Мы знаем, что сейчас есть масса лицензий и частот, которые закреплены за определенными игроками на определенных полосах частот. И этот ресурс просто не используются, сеть не строиться. У кого‑то нет денег, у кого‑то - желания этим заниматься.

Если говорить о пока не освобожденных частотах в диапазоне 2,6 (часть у "Скартела", часть у Минобороны, то они рано или поздно будут освобождаться. Но возникает вопрос, по какому принципу? Либо государство отзывает частоты по истечению срока действия лицензии, затем начинаются судебные тяжбы, потом лицензии снова предлагаются рынку. И все это будет опять сопровождено судебными исками. Либо использовать предложенные нами способы. Аукционы и возможность продажи частот снимают многие спорные вопросы.

Иными словами, для чего нам необходима возможность переуступки частот? Чтобы, в случае неиспользования их, они быстрее оказывались на рынке. Для чего нам нужны аукционы, а не конкурсы? Для того, чтобы те частоты, которые еще не используются в силу того, что они заняты военными, но будут освобождаться, выходили на рынок по объективным ценам и с максимальной прибылью для государства.

- Не боитесь, что образуются окологосударственные компании, которые будут скупать частоты по дешевке, а продавать задорого?

- Боимся. Но пусть лучше они покупают дешево, чем получают бесплатно. Если частоты будут приобретаться на открытых и честных аукционах, то вряд ли у компаний будет возможность купить их дешево, потому что на этих аукционах будут участвовать и те, кому разыгрываемые частоты и лицензии действительно необходимы.

- Если будет введен принцип технологической нейтральности, не начнется ли чехарда с предоставляемыми услугами?

- Есть частотный ресурс, который можно использовать более эффективно, т.е. предоставлять мобильный Интернет на больших скоростях, передавать больший объем передачи данных или использовать более совершенные технологии голосовой связи. Вот и давайте использовать эти возможности на уже имеющемся частотном ресурсе. К тому же, учитывая глобальные задачи по сокращению цифрового неравенства между западом и востоком России, между столицей, городом и селом, внедрять технологическую нейтральность просто необходимо.

- Где вообще должен быть прописан, по вашему мнению, принцип технологической нейтральности: в лицензии на услуги или в законе? Если не в лицензии, то, что тогда вообще в ней должно быть прописано в таком случае?

Мы вообще выступаем за то, чтобы принцип технологической нейтральности был закреплен законодательно для всех частот, на которых могут быть развернуты мобильные сети. Для этого потребуется внесение изменений в постановление Правительства РФ №171, а также создание соответствующей методики расчета платы за спектр.

Лицензии не потеряют своей актуальности, поскольку в них будет указано самое главное - частота, которая выдана оператору, и, кроме того, лицензия будет регламентировать географию и сроки строительства сети.

- Потребуются немалые регуляторные изменения. Не секрет, что у нас в области телекоммуникаций и так неразбериха с приказами/указами/постановлениями и решениями. Законов много, но не все они выполняются в полной мере. Может, стоит перенаправить свои инициативы на решение существующих проблем в рамках уже действующих норм?

- Мое персональное мнение, что закон в результате внедрения трех предлагаемых нами принципов сильно упроститься, и отпадет необходимость большого количества подзаконных актов, которые направлены именно на всевозможные контролирующие и регулирующие процедуры по отношению к игрокам рынка.

Не надо опасаться, что потребуется определенная законодательная работа. Она потребуется в любом случае. Вопрос лишь в том, кто этим будет заниматься - профессионалы, которые сделают все четко и быстро или сотрудники каких‑либо специализированных компаний, которые напишут так, что потом никто не будет понимать, что это за закон.

- Какие уже есть итоги акции работы в Москве по роуминговым "симкам"? Планируете ли ставить свои точки продаж в аэропортах ("Шереметьево", "Домодедово" и "Внуково", на вокзалах, автобусных станциях? Как намерены удерживать абонента по истечению летнего сезона?

- Рано подводить какие‑либо итоги по этому проекту. Предварительные результаты будут озвучены по окончании летнего сезона (конец III квартала 2011 г.). Пока ощущения позитивные с точки зрения динамики набора абонентской базы и финансовых результатов. Безусловно, нам интересны любые транспортные узлы. В большом количестве точек мы уже продаем SIM-карты. Это торговые центры, супермаркеты, вокзалы. Этот список постоянно расширяется.

С одной стороны наше предложение - лишь частично сезонный продукт. С точки зрения предоставления этого же сервиса для путешественников, здесь мы не видим ограничений для международных роумеров по сезонности. Так или иначе, наши абоненты в течение трех месяцев зимы будут говорить.

- Запуская акцию, Tele2 говорил, что планирует к концу года подключить около 1,5 млн московских абонентов. Какой сейчас результат?

- Вообще‑то это несколько завышенная цифра. Результаты проекта мы будем озвучивать осенью. Не будем торопиться. И так ощущается напряженность на рынке. Я говорю об ответных мерах со стороны конкурентов. Мы знаем о скупках в больших объемах наших SIM-карт. Могу только сказать, что действия конкурентов нам очень приятны.

- У Tele2 был реальный шанс начать работу в Москве. Осенью 2010 г. "МегаФон" без конкурса получил 7,4 МГц в диапазоне E-GSM. Вы, к примеру, можете подать в суд, ссылаясь на выдачу частот без конкурса. И потом требовать проведения нового конкурса, в котором принять участие. Обдумывали ли вы такой шаг?

- Мы прагматичны. Наши действия все‑таки должны быть направлены на корректировку системы в общем, нежели чем на попытку пересмотра и каких‑то проблемных решений из прошлого. Это не такой продуктивный формат. Во-первых, шансов пересмотра результатов конкурса очень мало. Во-вторых, это раздражение регулятора и основных игроков. Поэтому мы будем продолжать говорить о том, что необходима прозрачность, единые правила для всех.

Иными словами, у нас нет планов оспаривать каким‑то образом данное решение в суде. К тому же мы знаем, чтобы получить эти частоты, "МегаФон" провел серьезные работы по расчистке диапазона, испытания и т.п. Поэтому в данном случае ситуация не может трактоваться как "белое" или "черное".

- Вы действительно обращались к главам в регионах с просьбой пролоббировать на уровне высшего руководства страны вопрос предоставления компании частот 3G в их областях?

- Безусловно, нет. Не ставились такие цели и задачи. Более того, я считаю, что подобные просьбы, по сути своей, малоэффективны.

- В мае 2011 г. стало известно, что Tele2 направила акционерам СМАРТС оферту на покупку 97% акций за $390 млн (включая $100 млн чистого долга). Расскажите о подробностях: кто консультирует Tele2, условия и сроки сделки?

- Интерес к СМАРТСу был, есть и, наверное, будет. В какой‑то степени он немного гаснет. Появляется ощущение, что у основных акционеров этой компании есть некий разрыв между реальностью и своим пониманием ситуации. Я имею в виду рыночную стоимость компании и возможность консолидации этого актива, наведения порядка внутри ее и решения проблем по судебным искам. Актив тает, время играет против акционеров СМАРТСа.

За последние пять лет мы направляли им несколько оферт. Сначала акционеры долго ждут предложения, но как только оно оформляется, их становится невозможно поймать. На сегодняшний момент мы несколько скептически относимся к возможности такой сделки. Не только с нами, но и в принципе на рынке.